В июне, когда собиралась ехать, они меня отговаривали - старенькие мы, мол, совсем, у нас тут лазарет, не надо тебе это видеть, не можем мы гостей принимать. Но я знала, что надо поехать. Помочь, чем смогу. Познакомить с правнуком. Севыч пока единственный Фортуна нового поколения - у брата детей нет, в семье брата отца одни девчонки, все фамилии поменяли... Успела. В айфоне - последняя дедушкина фотография, с внуком.
В этот мой приезд мы с бабушкой много говорили о жизни. Если мне и важно мнение кого-то из родственников, так это ее. Она полностью одобрила мое решение о семейной жизни, ее единственную не смутило быстрое развитие наших отношений.
Рассказала мне историю их знакомства с дедом. Она жила в Тихорецке, неподалеку квартировался полк деда. У бабушки был сын от первого брака. И ее собирались выдать замуж за какого-то богатого чувака из Краснодара, жена которого загуляла. Сваты приезжали, сговорились обо всем, бабушке платье сшили (она сирота, никого не было, только квартирная хозяйка была ей как мать). И тут приходит жена этого чувака, в ноги падает и говорит - "Шурочка, пожалуйста, не отбирайте у меня мужа и детишек". Бабушка решила, что не хочет жить и всю жизнь мучаться виной. С женихом порвала (да и не было никаких там отношений). А деда она знала, но он вроде как с другой девушкой встречался (ну, не то чтобы прямо встречался, но все к тому шло). И вот однажды они в какой-то компании встретились, а ушли уже вместе. И буквально сразу решили, что будет у них семья, дед Эдика усыновит. И вот уезжает дед на сборы, на две недели. Две недели проходит - его нет. Все нет и нет. А бабушка оказывается беременной (потом выкидыш случился). И ни телефонов, никакой другой связи оперативной. Пропал дед. А дед через месяц приезжает - и у него уже почти все документы готовы, чтобы Эдика усыновить.
Кстати, официально пожениться они смогли только спустя шесть лет, у бабушки проблемы с документами были - первый муж то пропадал, то опять находился, то снова пропадал... О том, что Эдик не родной сын деду, я узнала только десять лет назад - мы поехали в Сочи на бабушкино 80-летие, и мы с братом отправились с дедом на кладбище. Я стояла и плакала, когда он разговаривал с Эдиком. А вечером, за праздничным столом, вдруг кто-то случайно об этом сказал.
Семья бабушки и дедушки всегда была для меня идеалом семейной жизни. И мне почему-то кажется, что они передали мне эстафету счастья - именно мне, из всей нашей немногочисленной родни.
Я не буду ставить на фотографии черную рамку. Потому что считаю, что человек жив до тех пор, пока его помнят. Мы - помним.
Светлая память, дедушка Леша. Фортуна Алексей Дмитриевич.